1. Уголовно-исполнительная инспекция ведет учет осужденных к наказанию в виде ограничения свободы, разъясняет порядок и условия отбывания наказания, осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению с их стороны нарушений установленного порядка отбывания наказания, оказывает осужденным помощь в трудоустройстве, проводит с ними воспитательную работу, применяет установленные законом меры поощрения и взыскания, вносит в суд представления об отмене частично либо о дополнении ранее установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.
1.1. В случаях, когда осужденный, отбывающий наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы, подлежит административному надзору в соответствии с законодательством Российской Федерации, уголовно-исполнительная инспекция не позднее чем за два месяца до истечения срока отбывания ограничения свободы информирует орган внутренних дел по месту жительства или пребывания осужденного об истечении такого срока (часть дополнительно включена с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 66-ФЗ).
2. Порядок исполнения обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, определяется настоящим Кодексом, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 377-ФЗ.
Комментарий к статье 54 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ
1. В целях эффективной реализации функций в части исполнения наказания в виде ограничения свободы УИИ в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи наделяются обязанностями.
2. Обязанностями уголовно-исполнительных инспекций являются:
- учет осужденных;
- надзор за осужденными;
- предупреждение нарушений установленного порядка отбывания наказания;
- помощь в трудоустройстве;
- проведение воспитательной работы;
- применение мер поощрения и взыскания;
- внесение в суд представления об отмене частично либо о дополнении ранее установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.
3. Постановка осужденных на учет осуществляется на основании обвинительного приговора (определения, постановления) суда, распоряжения судьи или председателя суда об исполнении приговора.
4. В отношении лица, которому неотбытая часть срока лишения свободы заменена ограничением свободы, администрация исправительного учреждения направляет в инспекцию две копии определения (постановления) суда об освобождении, две копии приговора о лишении свободы, подписку осужденного о явке в инспекцию в трехдневный срок со дня прибытия, а также справку с указанием установочных данных, даты освобождения, родственных и других близких связей осужденного.
5. Должностные лица УИИ разъясняют осужденным их права и обязанности, порядок и условия исполнения и отбывания наказания, о чем у осужденных отбирается соответствующая расписка об ознакомлении.
6. Воспитательная работа представляет собой комплекс мер, способствующих преодолению осужденными личностных деформаций, интеллектуальному, духовному развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации, а также целенаправленное позитивное воздействие на осужденных путем включения их в различные сферы жизнедеятельности (трудовую, общеобразовательную, общественную).
Воспитательная работа осуществляется с учетом личности осужденного, совершенного им преступления, отношения его к труду, исполнения возложенной обязанности, а также других значимых обстоятельств.
Основными формами воспитательной работы являются:
- индивидуальные и групповые беседы с осужденными по разъяснению порядка и условий отбывания исправительных работ;
- беседы с родственниками осужденных и лицами, способными оказывать на них положительное или отрицательное воздействие;
- посещение осужденных по месту жительства в целях изучения их поведения в быту и образа жизни;
- посещение рабочих мест осужденных, проведение бесед с ними и представителями администрации организаций, на которых возложен контроль за поведением осужденных на производстве и проведение с ними воспитательной работы;
- проведение иных воспитательных мероприятий, способствующих исправлению осужденных.
7. Надзор за поведением осужденных осуществляется инспекциями по месту жительства условно осужденных.
В порядке, предусмотренном законодательством РФ и нормативными правовыми актами, в контроле за поведением осужденных к ограничению свободы, соблюдением ими общественного порядка и исполнением возложенных судом обязанностей участвуют сотрудники органов внутренних дел.
Другой комментарий к статье 54 УИК РФ
1. Обязанности администрации исправительного центра базируются на общих нормах уголовно-исполнительного законодательства, а также на положениях, определяющих порядок и условия отбывания наказания в виде ограничения свободы.
Комментируемая статья носит отсылочный характер, поскольку порядок исполнения предусмотренных в ней обязанностей определяется иными статьями УИК РФ.
В обязанности администрации исправительного центра вменяется: ведение учета осужденных к ограничению свободы; разъяснение порядка и условий отбывания наказания; организация трудового и бытового устройства осужденных; обеспечение соблюдения порядка и условий отбывания наказания; осуществление надзора за осужденными; принятие мер по предупреждению нарушений установленного порядка отбывания наказания; проведение с осужденными воспитательной работы; применение установленных законом мер поощрения и взыскания; ведение работы по подготовке осужденных к освобождению.
Учет осужденных осуществляется на основании заведенных на них учетно-регистрационных документов, основным из которых является личное дело. В личном деле осужденного находятся такие документы, как приговор суда, а также определение суда, в соответствии с которыми назначено наказание (если по делу вынесено несколько приговоров или определений, в деле должны находиться все эти судебные документы); справка суда о вступлении приговора в законную силу и распоряжение о его исполнении; копия извещения, направленного в суд, о принятии приговора к исполнению; справка о проведении первоначальной беседы с осужденным при постановке его на учет; материалы дисциплинарной практики; материалы о розыске осужденного, уклоняющегося от исполнения наказания; документы о снятии осужденного с учета по различным основаниям; иные документы и сведения.
Разъяснение порядка и условий отбывания наказания происходит во время беседы, которая проводится с каждым осужденным, прибывающим в исправительный центр. До осужденного доводятся его права и обязанности, порядок и основания применения мер поощрения и взыскания, порядок трудоустройства. Его знакомят с нормами материально-бытового и медико-санитарного обеспечения.
Трудовое и бытовое обеспечение осужденных организуется администрацией исправительного центра при содействии органов местного самоуправления согласно ст. ст. 51 и 53 УИК РФ (см. комментарий к указанным статьям).
Порядок и условия отбывания наказания в виде ограничения свободы обеспечиваются благодаря соблюдению предписаний ст. 50 УИК РФ (см. комментарий к указанной статье).
Правила надзора за осужденными и принятия мер по предупреждению нарушений установленного порядка отбывания наказания закреплены в ст. 60 УИК РФ (см. комментарий к ст. 60 УИК РФ).
Воспитательная работа с осужденными регулируется ст. 56 УИК РФ (см. комментарий к указанной статье).
Виды и порядок применения установленных законом мер поощрения и взыскания предусмотрены ст. ст. 57, 58, 59 УИК РФ (см. комментарий к указанным статьям).
Работа по подготовке осужденных к освобождению осуществляется на основе общих правил, имеющих силу для всех осужденных, закрепленных в ст. ст. 180, 181, 182 УИК РФ (см. комментарий к этим статьям).
2. К нормативным правовым актам, которыми определяется порядок исполнения закрепленных в комментируемой статье обязанностей, следует отнести Положение об исправительном центре, Правила внутреннего распорядка исправительных центров, а также Указ Президента РФ "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", которым утверждено Положение о ФСИН России.