(статья утратила силу с 1 января 2010 года - Федеральный закон от 27 декабря 2009 года N 377-ФЗ.)
Комментарий к статье 52 УИК РФ
1. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ.
Осужденные к ограничению свободы, как и все граждане России, имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения (ч. 6 ст. 12 УИК РФ), в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан) и установленным УИК РФ порядком отбывания ограничения свободы.
2. Амбулаторное медицинское обслуживание осужденных может осуществляться в медицинских учреждениях (поликлиниках, медицинских частях и пр.), создаваемых на территории исправительного центра по решению Минюста России и Минздравсоцразвития России.
3. Статья 29 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан предписывает оказывать гражданами, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов. В дополнение к этому положению ч. 3 комментируемой статьи закрепляет положение об оказании стационарного медицинского обслуживания осужденных учреждениями здравоохранения по месту нахождения исправительных центров. Порядок оказания такой помощи устанавливается нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России по согласованию с Минюстом России.
4. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами. Общее предписание Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. от 26.06.2007) <1> о необходимости выполнения требований санитарного законодательства юридическими лицами применительно к исполнению ограничения свободы находит отражение в ч. 4 комментируемой статьи. В ней закрепляется норма об ответственности администрации исправительных центров за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2003. N 2. Ст. 167; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21, 29; N 27. Ст. 3213.
За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Соблюдать требования санитарии и гигиены должны и осужденные. Эта обязанность, закрепленная в общем виде в ч. 1 ст. 11 УИК РФ, в дальнейшем должна быть конкретизирована в Правилах внутреннего распорядка исправительных центров, как это сделано для отбывающих наказания других видов (например, п. 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).