Федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.
Комментарий к статье 4 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ
1. Подзаконные нормативные акты в сфере исполнения наказаний можно подразделить на три категории:
1) указы Президента РФ;
2) постановления Правительства РФ;
3) ведомственные акты.
Принятый УИК РФ и Федеральный закон от 8 января 1997 г. N 2-ФЗ "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" <1> предоставили Правительству РФ полномочия по принятию многих правовых актов.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 199.
2. В числе подзаконных нормативных правовых актов следует выделить:
- Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 <1>, в котором определены задачи этих органов по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, их основные обязанности и права;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 25. Ст. 2947.
- Положение о дисциплинарной воинской части, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 4 июня 1997 г. N 669 <1>, в котором определены задачи и функции дисциплинарных воинских подразделений.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 23. Ст. 2697.
3. Правительство РФ наделено полномочиями принимать такие нормативные акты, как минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, перечень технических средств надзора и контроля за осужденными и порядок их использования, а также о форме одежды осужденных к лишению свободы <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205 // СЗ РФ. 2005. N 16. Ст. 1455.
4. Минюст России и Минобороны России самостоятельно или совместно с другими ведомствами обладают правом принятия нормативных правовых актов по вопросам организации исполнения наказаний. Наиболее важными из них являются Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205 <1>, а также Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденные Приказом Минюста России от 29 июля 1997 г. N 302 <2>.
--------------------------------
<1> БНА РФ. 2005. N 47.
<2> БНА РФ. 1998. N 1.
Другой комментарий к статье 4 УИК РФ
В целом ряде случаев положения уголовно-исполнительного закона требуют своего развития, детализации, определения механизма реализации. Кроме того, отдельные вопросы, связанные с исполнением наказания, должны решаться достаточно оперативно с учетом изменения условий в стране, изменения возможностей государства. Сделать это достаточно быстро на уровне закона невозможно, исходя из процедуры принятия федеральных законов. В связи с этим в УИК РФ включена норма, позволяющая федеральным органам исполнительной власти принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.
Вместе с тем законом установлены определенные гарантии того, что принятие таких актов не скажется отрицательно на правах и законных интересах осужденных и иных лиц. Такой гарантией является обязательность регистрации в Минюсте России нормативных правовых актов, в которых затрагиваются права, свободы, обязанности гражданина, правовой статус организаций. Данное требование распространяется на все виды указанных документов, независимо от времени их действия или конфиденциальности содержания. В Минюсте России подобного рода нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти проверяются на предмет соответствия Конституции РФ, Законам РФ, Федеральным законам, соблюдения прав граждан. Нормативные правовые акты, не соответствующие указанным позициям, не подлежат регистрации, а зарегистрированные - не могут применяться.
По вопросам исполнения наказания нормативные правовые акты вправе принимать Президент РФ, Правительство РФ, указанные в законе ведомства. При этом ведомствами могут приниматься как совместные нормативные акты (межведомственные), так и нормативные акты одного ведомства. Правомочие по принятию нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти определяется законом.
Так, Президент РФ вправе принимать Указы о помиловании (ст. 176 УИК РФ), Правительство РФ определяет порядок установления границы территорий исправительных центров, обязательного государственного социального страхования и пенсионного обеспечения осужденных к лишению свободы, устанавливает минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных (ст. ст. 50, 98, 99 УИК РФ) и т.д.
Минюст России определяет порядок создания изолированных участков в воспитательных колониях, порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания (ст. ст. 74, 75 УИК РФ), решает и многие другие вопросы.
Минюст России по согласованию с Минздравсоцразвития России принимает решения о создании медицинских учреждений для амбулаторного медицинского обслуживания осужденных, по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ утверждает Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (ст. ст. 52, 82 УИК РФ).
В отдельных случаях закон не указывает субъекта, правомочного принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний. Так, ст. 21 УИК РФ установлено, что порядок осуществления ведомственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц определяется нормативными правовыми актами. В таких случаях субъекты, наделенные правом принимать нормативные правовые акты, определяются исходя из положений Конституции РФ, других законов и нормативных правовых актов.
Нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, подлежат обязательному официальному опубликованию.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" <1> акты Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства РФ в течение 10 дней после дня их подписания.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663; 1997. N 20. Ст. 2242; 1998. N 33. Ст. 3967; 2005. N 28. Ст. 2865.
Официальным опубликованием актов Президента РФ и актов Правительства РФ считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента РФ осуществляет Государственно-правовое управление Президента РФ, актов Правительства РФ - Аппарат Правительства РФ.
Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Минюст России.