Статья 110. Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы

1. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.

2. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

3. Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 110 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Задачи воспитательной работы реализуются через определенные формы, которые установлены уголовно-исполнительным законодательством.

Основной формой воспитательной работы с лицами, лишенными свободы, является нравственное, правовое, трудовое и физическое воспитание. В воспитательной работе могут также применяться и иные формы, если они не противоречат закону и требованиям режима отбывания наказания в местах лишения свободы.

Нравственное воспитание осужденных направлено на формирование личности осужденного, его жизненной позиции. Отсутствие устойчивых нравственных начал приводит осужденного к преступлениям. Поэтому нравственное воспитание нацелено на формирование таких качеств, как честность, порядочность, чувство долга, патриотизм, справедливость, сострадание.

Одним из условий выполнения гражданских обязанностей и требований закона, а также реализации прав и законных интересов выступает знание законов. Вот почему такое большое значение придается разъяснению законодательства, являющемуся составной частью правового воспитания. Правовое воспитание имеет своей задачей формирование правовой культуры и стойкой законопослушной поведенческой установки личности.

2. В связи с происходящими изменениями, прежде всего в экономической жизни страны, ухудшением и разрывом экономических связей предприятий, прежде всего государственного сектора, в исправительных учреждениях значительная часть осужденных осталась без работы. Но происходящие позитивные изменения в жизни государства в последнее время говорят о начале оздоровления экономики, что, безусловно, должно сказаться и на экономической деятельности исправительных учреждений.

3. Культурно-массовая работа - это важнейший инструмент трудового, нравственного и эстетического воспитания осужденных. Основными ее формами являются клубная и библиотечная работа: организация художественной самодеятельности осужденных; пропаганда чтения, проведение читательских конференций, диспутов, тематических демонстраций кинофильмов и их обсуждение.

Художественная самодеятельность осужденных организуется при клубах исправительных учреждений, где создаются кружки в зависимости от наличия руководителей, способных организовать работу того или иного кружка. Выступления художественной самодеятельности проводятся в пределах данного исправительного учреждения. В колонии организуются также концерты художественной самодеятельности шефствующих и других организаций.

Физкультурно-спортивная работа - одно из основных средств физического воспитания осужденных, которое осуществляется в целях укрепления их здоровья, обеспечение охраны которого является, в свою очередь, одной из задач уголовно-исполнительной системы.

Индивидуальная работа - одна из основных форм воспитательной работы с осужденными. Она проводится на основе изучения личности каждого осужденного с учетом совершенного им преступления, а также возраста, образования, профессии и других особенностей его личности.

Основой такой работы является цивилизованный подход при осуществлении цели исполнения наказания - исправления осужденных и предупреждения новых преступлений (ч. 1 ст. 1 УИК РФ). Таким образом, законодатель предполагает прежде всего индивидуальный подход при осуществлении целей (задач) исполнения наказания.

Выполнению задачи исправления осужденных должны быть подчинены все формы и методы индивидуальной воспитательной работы.

Другой комментарий к статье 110 УИК РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи законодателем определены лишь основные направления воспитательной работы: нравственное, правовое, трудовое, физическое воспитание. Следовательно, администрация исправительных учреждений вправе определять и иные направления воспитания, не противоречащие законодательству и правилам внутреннего распорядка.

Нравственное воспитание направлено на формирование моральных качеств и развитие духовного уровня личности осужденного (честность, порядочность, чувство долга и собственного достоинства). Формы нравственного воспитания многообразны и в основном основываются на использовании богатства исторической и современной культуры. Немаловажную роль в этом играет самовоспитание осужденного. Поэтому задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы подвигнуть осужденного к процессу работы над собой.

Правовое воспитание имеет своей целью пропаганду юридических знаний, разъяснение положений законодательства, а в конечном счете - формирование правопослушной личности, уважающей требования закона, нормы и правила человеческого общежития. Формами правового воспитания выступают занятия по основам правовых знаний, лекции и беседы на правовые темы, юридические консультации, вечера вопросов и ответов и др.

Трудовое воспитание в условиях изоляции преступника является одним из действенных направлений воспитательной работы. Посредством трудового воспитания у осужденных формируются необходимые навыки для участия после освобождения в общественно полезной деятельности. Основными формами трудового воспитания в исправительных учреждениях выступают трудовое соревнование, производственные собрания, профессиональные конкурсы, слеты передовиков производства и т.д.

Физическое воспитание направлено на укрепление физического и психического здоровья осужденных. В его содержание входят ежедневная физическая зарядка, различные спортивные секции, спортивные игры и соревнования по отдельным видам спорта (настольный теннис, волейбол, баскетбол, гиревой спорт). В исправительных учреждениях оборудуются необходимые спортивные сооружения.

2. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрено, что воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

В рамках массовых мероприятий в масштабе отряда осужденных или всей колонии организуются просмотры кинофильмов, смотры внешнего вида, лекции, беседы, доклады, собрания, вечера вопросов и ответов, радиолектории, викторины, концерты художественной самодеятельности, осуществляется издание стенных газет. Воспитательная работа с группами осужденных (бригада, звено, класс, учебная группа профтехучилища, секции самодеятельных организаций) осуществляется преимущественно в тех же формах.

Индивидуальная работа строится на изучении личностных качеств осужденного, а методы ее проведения определяются в зависимости от образовательного уровня, особенностей интеллектуального развития, возраста, семейного положения, характера взаимоотношений в среде осужденных, в том числе статутного положения осужденного в субкультурной иерархии. Источниками получения таких сведений выступают личные дела осужденных, характер их переписки, беседы с ними и их родственниками. Особое внимание уделяется так называемым трудновоспитуемым осужденным путем закрепления за ними воспитателей-наставников из числа сотрудников колонии, учителей, психологов, мастеров производственного обучения, представителей общественности.

Если в обычных жилых помещениях колоний имеется полная возможность реализации направлений, форм и методов воспитания, то в тюрьмах, а также в помещениях камерного типа и штрафных изоляторов исправительных колоний, исходя из условий содержания в этих помещениях, воспитательная работа ограничивается, как правило, радиолекториями и проведением индивидуальных бесед.

3. Необходимым условием проведения воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы является наличие материально-технического обеспечения. В ч. 3 комментируемой статьи содержится бланкетная норма, наделяющая Правительство РФ правом утверждать нормы материально-технической базы исправительных учреждений для организации воспитательной работы с осужденными. Постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 N 974 в исправительной и воспитательной колонии предусмотрено оборудование зрительного зала для массовой воспитательной работы, классов образовательного обучения, комнат воспитательной работы, радиоузла, читального зала библиотеки, книгохранилища, летней площадки для просмотра кинофильмов.

Остались вопросы по ст 110 УИК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 110 УИК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.