1. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.
2. Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания.
3. Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных.
4. Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.
Комментарий к статье 109 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ
1. Воспитательная работа и обучение как наиболее важные психолого-педагогические средства специально и непосредственно нацелены на нейтрализацию отрицательных последствий деформации психики лиц, лишенных свободы, на осуществление реального, а не формального процесса исправления осужденных.
Воспитательная работа с осужденными охватывает широкий круг воспитательных мероприятий и включает специфические формы воспитательного воздействия.
2. Обеспечивая главную цель - исправление осужденных, воспитательная работа призвана решать соответствующие задачи, к которым относятся:
- исправление осужденных;
- формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития;
- повышение образовательного и культурного уровня осужденных.
Одной из главных задач является исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений. Конечная цель воспитательной работы состоит в воспитании полезного члена общества, исполняющего законы, правила поведения, свой долг человека и гражданина.
Важной задачей воспитательной работы является формирование у осужденного уважительного отношения к человеку. Согласно конституционным принципам жизнь гражданина РФ, его права и свободы охраняются государством. Никто и ни при каких обстоятельствах не имеет права на умаление достоинства личности; каждый гражданин имеет право на личную неприкосновенность, защиту своей жизни и доброго имени.
Решающая роль в формировании личности принадлежит труду. Общественно-полезный труд, отношение к нему, его результат определяют авторитет и положение человека в обществе.
Воспитательная работа призвана формировать у осужденных добросовестное и порядочное отношение к труду, которое предполагает прежде всего изменение их негативных взглядов на роль и назначение труда, воспитание у осужденных трудовых навыков и привычек, профессиональных качеств, осознанной потребности в труде.
Человек, совершивший преступление, обладает отклонениями в сознании, что выражается в наличии криминогенных установок, пренебрежения к социальным нормам. Граждане РФ обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, из чего следует необходимость воспитательной работы с целью формирования правопослушного поведения.
Задача повышения общеобразовательного и культурного уровня особенно актуальна в отношении людей, ставших на путь совершения преступлений по причине низкой сознательности, бескультурья, моральной деградации и духовной бедности.
Повышение общеобразовательного и культурного уровня осужденных, приобщение их к знаниям, культурным ценностям, культурному наследию являются важными направлениями воспитательной работы с осужденными.
3. Осужденные обязаны посещать воспитательные мероприятия, предусмотренные распорядком для исправительного учреждения. Обязательность такого посещения вытекает из сущности наказания и принудительного характера пребывания в местах лишения свободы.
Основным местом пребывания осужденных в исправительном учреждении является отряд. В отряде проводится большинство воспитательных мероприятий. Таким образом, отряд является центром воспитательной работы с осужденными.
Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений. Данное положение говорит о необходимости дифференцированного применения средств исправления осужденных.
4. Признаками, характеризующими индивидуальные особенности личности, являются:
1) социально-демографические показатели (пол, возраст, профессия, образование, семейное положение и т.п.);
2) психологические показатели (темперамент, эмоции, воля, мышление, способности и т.п.);
3) уголовно-правовые показатели (число судимостей, характер и обстоятельства совершенного преступления, образ жизни до ареста и т.п.).
Другой комментарий к статье 109 УИК РФ
1. Проблема воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в науке уголовно-исполнительного права в настоящее время представляет определенную сложность и носит дискуссионный характер, особенно в связи с появлением в исправительных учреждениях службы социальной работы, организация деятельности которой регулируется Положением о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы, утвержденным Приказом Минюста России от 30.12.2005 N 262 <1>.
--------------------------------
<1> Бюллетень Минюста России. 2006. N 3.
В научных источниках под социальной работой, включающей в свое содержание воспитательную работу, понимается комплекс организационно-правовых и социально-экономических мер, ориентированных на создание предпосылок для адаптации осужденного к условиям изоляции и исправительного процесса, социального обеспечения и реализации осужденным прав, свобод и законных интересов, восстановления навыков жизнедеятельности в обществе после освобождения.
Согласно ч. 2 ст. 9 УИК РФ воспитательная работа является одним из основных средств исправления осужденных. Это положение в сравнении с ранее действовавшими нормами исправительно-трудового законодательства, предусматривающими политико-воспитательную работу, остается, казалось бы, прежним. Вместе с тем оно имеет новое содержание, лишенное идеологической составляющей.
Отсутствие законодательного закрепления понятия воспитательной работы приводит к различному его толкованию в научной литературе. Так, некоторыми авторами воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы рассматривается в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле - как комплекс социально-экономических, организационно-правовых, производственно-хозяйственных и бытовых мер, направленных на обеспечение цели исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений. А в узком - как комплекс индивидуальных, групповых и коллективных мер по распространению и утверждению общечеловеческих и общественно значимых ценностей, направленных на выработку у осужденных убеждения в необходимости добросовестного отношения к средствам исправления; формирование их гражданской позиции, готовности строго следовать предписаниям закона и нормам человеческого общежития.
Правовое регулирование воспитательного процесса подчинено в первую очередь педагогическим целям. Именно поэтому воспитательная работа должна строиться с учетом степени педагогической запущенности правонарушителей и их криминального прошлого. В то же время воспитательное значение имеет соблюдение осужденными установленных законодательством и правилами внутреннего распорядка обязанностей и запретов, вытекающих из условий отбывания лишения свободы, поскольку это приучает их к дисциплинированности и уважению правил человеческого общежития.
2. В ч. 2 комментируемой статьи установлено, что участие осужденных в проводимых мероприятиях воспитательного характера учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения. На практике отношение осужденного к таким мероприятиям рассматривается как критерий исправления при представлении его к условно-досрочному освобождению, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и т.п.
3. В исправительных учреждениях в соответствии с распорядком дня могут предусматриваться воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных. Отказ от участия в них может повлечь предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством меры взыскания.
4. В ч. 4 комментируемой статьи установлено, что воспитательная работа с осужденными должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей их личности и характера, а также обстоятельств совершения преступления. В этих целях начальниками отрядов (воспитателями) составляются планы (программы) индивидуальной воспитательной работы с каждым осужденным, включающие мероприятия по изучению личности осужденного, привлечению его к общеобразовательному процессу, к обучению профессии, к участию в работе общественных формирований и т.д.