1. При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей, уклонении от возмещения вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, путем сокрытия имущества, доходов, уклонения от работы или иным способом либо при нарушении им общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности, уголовно-исполнительная инспекция или командование воинской части предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения. Уклонением от возмещения вреда, причиненного преступлением, признается также невозмещение такого вреда по неуважительным причинам.(Часть дополнена с 22 января 2006 года Федеральным законом от 5 января 2006 года N 8-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 377-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 432-ФЗ.
2. В случае неисполнения условно осужденным указанных в части четвертой статьи 188 настоящего Кодекса требований, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей, начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части вносит в суд соответствующее представление. Информация об имеющейся у условно осужденного задолженности по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного преступлением, может представляться потерпевшим в уголовно-исполнительную инспекцию или командованию воинской части.(Часть дополнена с 22 января 2006 года Федеральным законом от 5 января 2006 года N 8-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 432-ФЗ.
3. При наличии достаточных оснований уголовно-исполнительной инспекцией или командованием воинской части в суд направляется представление о продлении испытательного срока (часть дополнена с 22 января 2006 года Федеральным законом от 5 января 2006 года N 8-ФЗ.
4. Если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля, то начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 377-ФЗ.
5. Систематическим нарушением общественного порядка является совершение условно осужденным в течение одного года двух и более нарушений общественного порядка, за которые он привлекался к административной ответственности. Систематическим неисполнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение одного года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 377-ФЗ.
6. Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.
Комментарий к статье 190 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ
1. Комментируемая статья устанавливает следующие основания для предупреждения осужденного о возможности отмены условного осуждения:
1) уклонение от исполнения возложенных на него судом обязанностей, под которым понимается разовое невыполнение осужденным конкретной обязанности без уважительных причин;
2) нарушение общественного порядка, за которое установлена административная ответственность, повлекшее наложение административного взыскания.
Отмеченные основания дают право УИИ предупредить осужденного о возможности отмены условного осуждения. Такое предупреждение выносится в письменной форме.
2. Неявка условно осужденного в УИИ для отчета или по вызову, а также неисполнение возложенных на него судом обязанностей могут явиться основанием для направления начальником инспекции в суд соответствующего представления о целесообразности возложения на осужденного дополнительных обязанностей.
3. Уклонение от исполнения возложенных на него обязанностей и нарушение общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание, являются также основаниями для направления в суд представления о продлении испытательного срока.
4. Начальник УИИ направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении назначенного приговором суда наказания в случае систематического или злостного неисполнения возложенных на осужденного судом обязанностей.
5. Систематическим нарушением возложенных на осужденного обязанностей является совершение запрещенных действий или невыполнение предписаний более двух раз в течение года либо продолжительного времени (более 30 дней).
6. Если местонахождение осужденного не установлено УИИ в течение более 30 дней, он признается скрывающимся от контроля. Данный факт является основанием розыска таких осужденных полицией по материалам, предоставленным ей УИИ.
Другой комментарий к статье 190 УИК РФ
1 - 3. Комментируемая статья регламентирует порядок реализации ответственности условно осужденного, не выполняющего соответствующих предписаний суда. Из содержания ст. ст. 73, 74 УК РФ следует, что основаниями таких предписаний являются: а) правомерное поведение осужденного в течение испытательного срока, являющееся доказательством его исправления; б) выполнение осужденным возложенных на него обязанностей. Суд как при назначении условного осуждения, так и в период испытательного срока может возлагать на осужденного исполнение определенных обязанностей, способствующих его исправлению (например, не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции; не посещать определенные места; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании; осуществлять материальную поддержку семьи).
Невыполнение осужденным вышеназванных предписаний может повлечь следующие правовые последствия: 1) возложение судом на осужденного дополнительных обязанностей; 2) продление испытательного срока; 3) отмену условного осуждения и исполнение назначенного приговором суда наказания. Каждая из этих мер может быть применена судом лишь при наличии соответствующего представления органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного. Поэтому комментируемая статья определяет основания направления в суд таких представлений.
Из текста комментируемой статьи (ч. ч. 1 и 2) следует, что представление о возложении дополнительных обязанностей или продлении испытательного срока может быть направлено уголовно-исполнительной инспекцией в суд лишь при неоднократных нарушениях осужденным общественного порядка либо неоднократном неисполнении возложенных на него обязанностей и законных требований инспекции. Такой вывод следует из указаний закона о том, что при нарушении обязанностей направлению представления должно предшествовать письменное предупреждение осужденного о возможности отмены условного осуждения. Факты совершения административных правонарушений должны быть подтверждены соответствующими протоколами.
Сравнительный анализ норм уголовного и уголовно-исполнительного права показывает, что в случае совершения условно осужденным неосторожного преступления либо умышленного преступления небольшой тяжести вопрос об отмене условного осуждения, продлении испытательного срока или возложении на осужденного дополнительных обязанностей рассматривается судом по собственной инициативе и внесение уголовно-исполнительной инспекцией соответствующего представления необязательно. При совершении преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления представления не требуется, поскольку условное осуждение отменяется в обязательном порядке.
4 - 6. Представление об отмене условного осуждения вносится уголовно-исполнительной инспекцией, как указано в ч. 4 комментируемой статьи, в случаях: 1) систематического или злостного неисполнения условно осужденным возложенных на него судом обязанностей; 2) если осужденный скрылся от контроля. При этом понятие систематического неисполнения обязанностей раскрывается в ч. 5, а понятие скрывающегося от контроля осужденного - в ч. 6 комментируемой статьи. Понятие злостного неисполнения обязанностей в законе не раскрывается. Можно предположить, что злостность здесь рассматривается как синоним систематичности.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в ч. 3 ст. 74 УК РФ названо лишь систематическое или злостное неисполнение условно осужденным возложенных на него судом обязанностей как основание отмены условного осуждения и не упоминается о случаях, когда осужденный скрылся от контроля. Кроме того, ни в упомянутой уголовно-правовой норме, ни в ч. 4 комментируемой статьи не выделено в качестве основания отмены условного осуждения систематическое совершение условно осужденным административных правонарушений в течение испытательного срока. Представляется, что в этих случаях имеет место некоторое несовершенство закона, прежде всего уголовного.