1. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей (часть в редакции, введенной в действие с 23 января 2006 года Федеральным законом от 9 января 2006 года N 12-ФЗ.
2. При назначении условно осужденному в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью уголовно-исполнительная инспекция в полном объеме осуществляет мероприятия, предусмотренные статьями 33-38 настоящего Кодекса.
3. Часть утратила силу с 18 апреля 2010 года - Федеральный закон от 5 апреля 2010 года N 46-ФЗ.
4. Условно осужденные обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями и командованием воинских частей о своем поведении, исполнять возложенные на них судом обязанности, возмещать вред, причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию. При неявке без уважительных причин условно осужденный может быть подвергнут приводу.(Часть в редакции, введенной в действие с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 432-ФЗ.
5. В случае уклонения условно осужденного от контроля за его поведением уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения.
6. Если периодичность явки условно осужденного для регистрации не была определена судом, то указанная периодичность, а также дни явки условно осужденного устанавливаются уголовно-исполнительной инспекцией (часть дополнительно включена с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 377-ФЗ).
Комментарий к статье 188 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ
1. В большинстве случаев постановка на учет осуществляется на основании документов, поступивших непосредственно из суда. Часть 1 ст. 393 УПК РФ устанавливает, что обращение к исполнению приговора, определения, постановления суда возлагается на суд, постановивший приговор. Судья или председатель суда высылает в соответствующий орган в УИИ по месту жительства осужденного распоряжение об исполнении приговора, а также копию приговора.
2. На условно осужденного в УИИ заводится личное дело, в котором отражаются сведения о поведении и отношении условно осужденного к выполнению возложенных на него судом обязанностей, его связях и т.п.
В личном деле условно осужденного содержатся следующие документы:
- приговор суда, а также определение суда, в соответствии с которыми назначено условное осуждение;
- справка суда о вступлении приговора в законную силу и распоряжение о его исполнении;
- копия извещения, направленного в суд, а также в военный комиссариат (в отношении военнообязанных) о принятии приговора к исполнению;
- документ о ежеквартальных проверках осужденного по учету административных правонарушений;
- справка о проведении первоначальной беседы с осужденным при постановке его на учет;
- рапорты участковых инспекторов милиции, справки о проверке поведения осужденного по месту жительства;
- материалы о допущенных осужденным нарушениях общественного порядка, возложенных обязанностей, принятых в связи с этим мерах;
- материалы о розыске осужденного, уклоняющегося от контроля;
- рапорт о снятии осужденного с учета в связи с истечением испытательного срока;
- определение суда об отмене условного осуждения и направлении лица для отбывания наказания, назначенного приговором;
- документы о снятии осужденного с учета по иным основаниям;
- иные документы и сведения.
3. На условно осужденного судом может быть возложено исполнение ряда обязанностей:
- не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления УИИ;
- не посещать определенных мест;
- пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания;
- материально поддерживать семью и др.
Уголовно-исполнительные инспекции обязаны обеспечить соблюдение осужденными указанных выше обязанностей.
4. Согласно подп. "б" п. 3 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" на военную службу не может быть призван гражданин, имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления. Указанное требование распространяется и на условно осужденных, так как условно осужденный считается лицом, имеющим судимость, до окончания испытательного срока.
Однако все же существует вероятность призыва на военную службу лица, осужденного за совершение преступления к наказанию, которое суд постановил считать условным. В этом случае на время службы в Вооруженных Силах РФ весь комплекс воспитательных мероприятий, а также соблюдение требований приговора суда в отношении условно осужденного в полном объеме осуществляется командованием соответствующей воинской части.
5. В целях обеспечения контроля за поведением условно осужденного законом закрепляется обязанность осужденных отчитываться перед УИИ либо командованием воинской части о своем поведении, исполнении возложенных на них судом обязанностей, являться по вызову в УИИ.
Если осужденные нарушают эти обязанности и не являются в УИИ без уважительных причин, к ним может быть применен привод, т.е. принудительное доставление в УИИ.
Другой комментарий к статье 188 УИК РФ
1 - 2. В комментируемой статье определены основные направления деятельности уголовно-исполнительных инспекций по контролю за условно осужденными. Ими являются: а) персональный учет осужденных в течение испытательного срока; б) контроль за соблюдением осужденным правопорядка; в) контроль за исполнением возложенных судом на осужденного обязанностей; г) исполнение назначенного условно осужденному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; д) взаимодействие с другими службами органов внутренних дел и командованием воинских частей по осуществлению контроля за осужденным; е) взаимодействие с судом в части исполнения приговора об условном осуждении. (О понятии и целях контроля за поведением осужденных см. п. 1 комментария к ст. 183 УИК РФ.)
К числу задач, решаемых при этом уголовно-исполнительными инспекциями, относятся: а) изучение личности осужденного, условий его жизни и ближайшего окружения; б) сбор и анализ информации о поведении данного лица по месту работы (учебы) и в быту, позволяющей судить о его исправлении, о возможности досрочной отмены условного осуждения и снятии с осужденного судимости, сокращения либо продления испытательного срока; в) информирование компетентных органов о совершенных осужденным в течение испытательного срока правонарушениях для привлечения его к установленной законом ответственности, о фактах невыполнения возложенных на него судом обязанностей; г) подготовка представлений в суд о полной или частичной отмене либо дополнении установленных для условно осужденного обязанностей, о продлении испытательного срока, об отмене условного осуждения с освобождением от наказания либо с применением назначенного наказания.
Контроль за условно осужденными осуществляется с соблюдением принципов уголовного и уголовно-исполнительного законодательства и не направлен на причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
3. В случае призыва на военную службу условно осужденный снимается с учета в уголовно-исполнительной инспекции, а командованию воинской части по месту его службы направляется приговор суда и сведения о поведении осужденного в период нахождения на учете в инспекции, о примененных к нему правоограничениях и т.п. Для обеспечения надлежащего контроля законом предусмотрен 10-дневный срок, в течение которого командование воинской части должно сообщить в инспекцию о постановке осужденного на учет. При отсутствии такого сообщения инспекция должна направлять в воинскую часть соответствующий запрос.
По окончании данным лицом военной службы командование воинской части в тот же срок должно сообщить инспекции по месту жительства условно осужденного о его убытии из части. Если при этом испытательный срок не истек, уголовно-исполнительная инспекция ставит осужденного на учет и проводит иные мероприятия по осуществлению контроля.
4 - 5. Закон наделяет уголовно-исполнительные инспекции определенными властными полномочиями, необходимыми для осуществления контроля. Из текста ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи следует, что инспекции имеют право приглашать осужденного для бесед, требовать от него отчета о его поведении, выносить в установленном порядке постановления о принудительном приводе в случае неявки осужденного без уважительных причин, а также проводить первоначальные розыскные мероприятия при уклонении осужденного от отбывания наказания и когда его местонахождение неизвестно. В соответствии с Положением об уголовно-исполнительных инспекциях сотрудники инспекций имеют право посещать осужденных по месту их нахождения, включая место жительства и работы, с целью контроля за поведением, соблюдения ими установленных обязанностей или запретов.
Кроме того, инспекции могут влиять на режим осуществления контроля, который во многом зависит от количества и характера возложенных судом на условно осужденного обязанностей (см. комментарий к ст. 190 УИК РФ).