1. В соответствии с приговором суда командиром воинской части не позднее трех дней после получения поступивших из суда копии приговора и распоряжения о его исполнении издается приказ, в котором объявляется, на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению воинского звания, какой срок ему не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Кроме того, указывается, в каком размере должны производиться согласно приговору суда удержания в соответствующий бюджет из денежного содержания осужденного военнослужащего в период отбывания им ограничения по военной службе. Приказ объявляется по воинской части, доводится до сведения осужденного военнослужащего и принимается к исполнению.
2. О поступлении приговора, об издании соответствующего приказа и о принятии его к исполнению командир воинской части в трехдневный срок извещает суд, вынесший приговор. Копия приказа направляется в суд.
Комментарий к статье 143 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ
1. Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания назначается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступлений против военной службы.
Оно может быть назначено судом любому военнослужащему (рядового, сержантского и офицерского составов), заключившему контракт с командованием воинской части. Однако ограничение по военной службе не может быть определено военнослужащему, проходящему службу в Вооруженных Силах РФ по призыву.
Данное наказание заключается в том, что из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20% (ч. 2 ст. 51 УК РФ).
Кроме того, уголовный закон запрещает повышать осужденного в должности, воинском звании. При этом срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
2. Особенностью рассматриваемого вида наказания является то, что осужденный продолжает нести военную службу в своей части, находясь в своем воинском коллективе, который может оказывать на него воспитательное воздействие.
Часть 12 ст. 16 УИК РФ определяет, что наказание в виде ограничения по военной службе исполняет командование воинских частей, в которых проходят службу военнослужащие, осужденные к этому виду наказания.
3. После вступления приговора в законную силу и поступления в часть его копии и распоряжения суда об исполнении приговора командир воинской части не позднее трех дней обязан издать приказ, в котором указывается, на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению воинского звания, а также в каком размере согласно приговору должно производиться удержание в доход государства из денежного содержания осужденного в период отбывания наказания.
О получении приговора, издании приказа и обращении его к исполнению командир воинской части в трехдневный срок извещает суд, вынесший приговор.
Другой комментарий к статье 143 УИК РФ
1. В соответствии со ст. 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями УК РФ.
Введение этого вида наказания обусловлено необходимостью достижения целей наказания в условиях прохождения осужденным военнослужащим военной службы, поэтому осуждение военнослужащего к ограничению по военной службе не является основанием для его увольнения с военной службы.
Согласно ч. 1 ст. 51 УК РФ ограничение по военной службе может быть назначено только военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. К таким военнослужащим относятся лица, заключившие в соответствии со ст. 32 Закона о воинской обязанности и военной службе контракт о прохождении военной службы с Минобороны России или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором в соответствии с указанным Законом предусмотрена военная служба.
Таким образом, данное наказание не может быть назначено военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (в том числе и офицерам), а также гражданам, пребывающим в запасе за совершение преступлений против военной службы во время прохождения военных сборов.
Статья 51 УК РФ не содержит никаких ограничений назначения рассматриваемого наказания в зависимости от должностного положения, воинского звания или выслуги лет военнослужащего, проходящего военную службу по контракту. Также не исключается возможность назначения ограничения по военной службе иностранным гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы, а также военнослужащим женского пола.
В соответствии с п. 10 ст. 38 Закона о воинской обязанности и военной службе началом военной службы для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Военная служба по контракту считается оконченной в день исключения военнослужащего из списков личного состава части.
Если преступление было совершено военнослужащим в период прохождения военной службы по призыву, но на момент вынесения приговора он заключил контракт о прохождении военной службы, то по смыслу ч. 1 ст. 51 УК РФ каких-либо препятствий для назначения наказания в виде ограничения по военной службе не имеется, поскольку законодатель связывает назначение данного вида наказания не с моментом совершения преступления, а с фактом прохождения военной службы по контракту.
В том случае, если преступление было совершено военнослужащим в период прохождения военной службы по контракту, но на момент вынесения приговора указанное лицо утратило статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, то ограничение по военной службе ему назначено быть не может.
Согласно ст. 51 УК РФ ограничение по военной службе может быть назначено военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, если они совершили преступление против военной службы и за данное преступление предусмотрено наказание в виде ограничения по военной службе.
Рассматриваемое наказание также может быть назначено военнослужащим за совершение иных (общеуголовных) преступлений вместо исправительных работ, если они предусмотрены соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
На практике возник вопрос: можно ли в соответствии со ст. 64 УК РФ назначить осужденному военнослужащему наказание в виде ограничения по военной службе как более мягкий вид наказания, если им совершено:
а) преступление против военной службы, и в соответствующей статье не предусмотрено назначение ограничения по военной службе;
б) общеуголовное преступление, за совершение которого не предусмотрены исправительные работы.
Ответ на данный вопрос должен быть отрицательным, поскольку основания для назначения наказания в виде ограничения по военной службе, определенные в ст. 51 УК РФ, являются исчерпывающими и их расширение недопустимо.
Рассматриваемый вид наказания наиболее мягкий из всех специальных видов наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим. Содержание данного наказания заключается в определенных ограничениях прав военнослужащего, неразрывно связанных с прохождением военной службы. В соответствии с ч. 2 ст. 51 УК РФ во время отбывания ограничения по военной службе:
а) осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании;
б) срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Помимо этого из денежного довольствия осужденного военнослужащего производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20 процентов.
Ограничение в праве на повышение в должности означает, что в течение срока данного наказания, определенного по приговору суда, в отношении осужденного военнослужащего приостанавливается действие гарантий, закрепленных в п. 2 ст. 10 Закона о статусе военнослужащих, согласно которому военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гарантируется занятие высших воинских должностей в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе.
Таким образом, осужденные военнослужащие в период отбывания ограничения по военной службе не могут реализовать право, закрепленное в п. 3 ст. 43 Закона о воинской обязанности и военной службе (т.е. не могут предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность, если эта должность является высшей по сравнению с той, которую они занимали на момент вынесения приговора).
Исключается также назначение военнослужащего на высшую воинскую должность в порядке продвижения по службе, предусмотренном п. 13 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы.
Нельзя не отметить, что содержащийся в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве термин "повышение в должности" в военном законодательстве давно не используется. Действительно, в действовавшем на момент принятия УК РФ и УИК РФ Законе РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гарантировалось право на перемещение по службе с повышением в должности. Однако Закон о статусе военнослужащих 1998 г. ввел новый термин "назначение на высшие воинские должности".
В соответствии с п. 12 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы воинская должность военнослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено более высокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более высокий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.
Согласно п. 15 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими ограничение по военной службе не препятствует иным, кроме назначения на высшую воинскую должность, перемещениям осужденного военнослужащего, осуществляемым командованием в порядке служебной необходимости.
К таким служебным перемещениям относятся служебные командировки, перевод к новому месту военной службы, перевод в порядке плановой замены, назначение на иные воинские должности и др. При этом под иными воинскими должностями понимаются равные и низшие воинские должности. Воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью. Воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.
Перемещение осужденного на низшую воинскую должность осуществляется по основаниям, предусмотренным п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы (в связи с организационно-штатными мероприятиями, по семейным обстоятельствам, по состоянию здоровья), только по его личной просьбе или с его согласия, а также в порядке реализации дисциплинарных взысканий "снижение в должности" и "предупреждение о неполном служебном соответствии". Этот перечень оснований является исчерпывающим, поэтому военнослужащий не может быть назначен на низшую должность по иным основаниям, например в связи с вступлением в законную силу приговора о назначении ему наказания в виде ограничения по военной службе.
Обо всех служебных перемещениях осужденного, оформленных соответствующим приказом командования, извещается военный суд для сведения и дальнейшего осуществления контроля за исполнением наказания.
Ограничение в праве на повышение в воинском звании означает, что на военнослужащих в период отбывания ограничения по военной службе не распространяется действие п. 2 ст. 47 Закона о воинской обязанности и военной службе, в соответствии с которым очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его службы в предыдущем воинском звании. Поэтому более корректным было бы указание в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве, что в период отбывания ограничения по военной службе военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание.
Воинскими являются звания, принятые в Вооруженных Силах РФ, других войсках (внутренние войска МВД России, войска гражданской обороны), воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и органах ФСБ России, ФСО России, СВР России, МЧС России и т.д. и установленные для военнослужащих в ст. 46 Закона о воинской обязанности и военной службе войсковые и корабельные звания:
Составы
военнослужащих Воинские звания
войсковые корабельные
Солдаты, матросы,
сержанты,
старшины рядовой матрос
ефрейтор старший матрос
младший сержант старшина 2 статьи
сержант старшина 1 статьи
старший сержант главный старшина
старшина главный корабельный
старшина
Прапорщики
и мичманы прапорщик мичман
старший прапорщик старший мичман
Офицеры:
младшие офицеры младший лейтенант младший лейтенант
лейтенант лейтенант
старший лейтенант старший лейтенант
капитан капитан-лейтенант
старшие офицеры майор капитан 3 ранга
подполковник капитан 2 ранга
полковник капитан 1 ранга
высшие офицеры генерал-майор контр-адмирал
генерал-лейтенант вице-адмирал
генерал-полковник адмирал
генерал армии адмирал флота
Маршал Российской
Федерации
Факт осуждения военнослужащего к ограничению по военной службе не является основанием для понижения военнослужащего в воинском звании.
Согласно п. 1 ст. 47 Закона о воинской обязанности и военной службе для прохождения военной службы в каждом воинском звании устанавливается определенный срок. С 1 января 2008 г. для прохождения военной службы в воинских званиях установлены следующие сроки (см. п. 2 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы):
- рядовой, матрос - пять месяцев;
- младший сержант, старшина 2 статьи - один год;
- сержант, старшина 1 статьи - два года;
- старший сержант, главный старшина - три года;
- прапорщик, мичман - три года;
- младший лейтенант - два года;
- лейтенант - три года;
- старший лейтенант - три года;
- капитан, капитан-лейтенант - четыре года;
- майор, капитан 3 ранга - четыре года;
- подполковник, капитан 2 ранга - пять лет.
Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами. Сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота) не устанавливаются.
В отношении осужденных военнослужащих время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе не засчитывается в срок военной службы в присвоенном воинском звании (см. также: п. 15 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы). Вследствие этого фактический срок службы в присвоенном воинском звании увеличивается на срок отбывания наказания (например, осужденному на два года к ограничению по военной службе военнослужащему, имеющему воинское звание "майор", очередное воинское звание "подполковник" будет присвоено не через 5, а через 7 лет).
По вопросу удержаний из денежного довольствия военнослужащего, осужденного к ограничению по военной службе, см. комментарий к ст. 144 УИК РФ.
Возможности применения перечисленных в ст. 51 УК РФ ограничений частично, а не в полном объеме действующее законодательство не предусматривает.
Каких-либо иных ограничений по военной службе действующее уголовное законодательство не предусматривает, и, следовательно, иные права военнослужащих, осужденных к ограничению по военной службе, за исключением перечисленных, затрагиваться не могут.
В частности, не подлежат какому-либо ограничению права военнослужащего на:
а) предоставление основного и дополнительного отпусков соответствующей продолжительности, время которых засчитывается в срок службы и наказания;
б) получение жилья на равных с остальными военнослужащими условиях;
в) охрану здоровья, на страховые гарантии и возмещение ущерба и т.д.
Время отбывания рассматриваемого наказания включается в общую выслугу лет, предоставляющую соответствующие права и социальные гарантии.
Наказание в виде ограничения по военной службе может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет. При этом во всех статьях Особенной части УК РФ, санкции которых содержат данный вид наказания, определен только верхний предел (например, в ч. 1 ст. 336 УК РФ - до шести месяцев, в ч. 1 ст. 339 УК РФ - до одного года, в ч. 1 ст. 334 УК РФ - до двух лет).
Суд, избрав наказание в виде ограничения по военной службе, при определении срока наказания должен учесть положения ч. 1 ст. 51 УК РФ и назначить данное наказание в пределах санкции статьи Особенной части УК РФ, но на срок не менее трех месяцев, так как в соответствии с общими началами назначения наказания (ст. 60 УК РФ) лицу, признанному виновным в совершении преступления, должно быть назначено наказание с учетом положений Общей части УК РФ.
В случае совершения военнослужащим преступления, не относящегося к числу воинских, за совершение которого предусмотрены исправительные работы, назначать военнослужащему исправительные работы, а затем производить их замену на ограничение по военной службе (как в случае с заменой лишения свободы на содержание в дисциплинарной воинской части) не требуется, поскольку исправительные работы осужденным военнослужащим назначаться не могут.
В приговоре должно быть указано, что военнослужащему в соответствии с ч. 1 ст. 51 УК РФ назначается вид наказания в виде ограничения по военной службе в пределах срока исправительных работ, указанных в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ (например, ч. 1 ст. 116 УК РФ - до шести месяцев, ч. 1 ст. 115 УК РФ - до одного года, ч. 2 ст. 116 УК РФ - от шести месяцев до одного года, ч. 1 ст. 121 УК РФ - от одного до двух лет). В случае, когда в санкции статьи Особенной части УК РФ не указан нижний предел наказания в виде исправительных работ, минимальный срок ограничения по военной службе не может составлять менее трех месяцев, несмотря на то, что минимальный срок исправительных работ согласно ч. 2 ст. 50 УК РФ составляет два месяца.
При частичном или полном сложении наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров одному дню лишения свободы соответствует три дня ограничения по военной службе (п. "в" ч. 1 ст. 71 УК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 72 УК РФ срок ограничения по военной службе исчисляется в месяцах и годах. При сложении наказаний срок ограничения по военной службе может исчисляться в днях (ч. 2 ст. 72 УК РФ).
Время содержания военнослужащего под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок ограничения по военной службе из расчета один день содержания под стражей за три дня ограничения по военной службе (ч. 3 ст. 72 УК РФ).
В соответствии со ст. 73 УК РФ ограничение по военной службе может быть назначено условно в случае, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания. Согласно ч. 3 ст. 73 УК РФ при назначении ограничения по военной службе испытательный срок, в течение которого осужденный военнослужащий должен своим поведением доказать свое исправление, должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет.
Суд, назначая условное осуждение, может возложить на условно осужденного военнослужащего исполнение обязанностей, перечисленных в ч. 5 ст. 73 УК РФ. Контроль за поведением условно осужденных военнослужащих согласно ч. 6 ст. 73 УК РФ осуществляется командованием воинских частей и учреждений.
Отмена условно осужденным военнослужащим условного осуждения и продление им испытательного срока осуществляется по общим правилам, предусмотренным в ст. 74 УК РФ.
Действующее законодательство не предусматривает возможности замены ограничения по военной службе более строгим видом наказания в случае уклонения от отбывания этого наказания, как, например, в случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК РФ). Если военнослужащий в период отбывания наказания в виде ограничения по военной службе совершает уклонение от военной службы, его действия при наличии признаков составов соответствующих преступлений (ст. ст. 337, 338 УК РФ) должны квалифицироваться как преступления против порядка прохождения военной службы, а наказание должно назначаться по совокупности приговоров в соответствии со ст. 70 УК РФ.
Порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе детально регламентирован в разд. II Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.
Согласно ч. 12 ст. 16 УИК РФ ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей, в которых проходят службу осужденные военнослужащие.
Порядок исполнения наказания применительно к каждому военнослужащему конкретизируется приказом командира воинской части, который должен издаваться не позднее трех дней после получения поступивших из суда копии приговора и распоряжения о его исполнении. В приказе объявляется:
а) на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению воинского звания;
б) какой срок ему не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания;
в) в каком размере должны производиться согласно приговору суда удержания в соответствующий бюджет из денежного содержания осужденного военнослужащего в период отбывания им ограничения по военной службе.
В целях реализации вступившего в законную силу приговора суда данный приказ командира воинской части объявляется по воинской части, доводится до сведения осужденного военнослужащего, кадровых и финансовых органов.
2. В трехдневный срок с момента издания указанного приказа командир воинской части обязан известить суд, вынесший приговор: а) о поступлении приговора; б) об издании соответствующего приказа; в) о принятии его к исполнению и направить в суд копию приказа.
За злостное неисполнение приговора суда командир воинской части может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.