1. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. (Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.
3. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.
Комментарий к статье 9 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ
1. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).
Исправление осужденных, являясь целью уголовного наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ), достигается посредством применения к осужденным основных средств исправления при исполнении наказания. Выбор средств исправления осужденных и их содержание зависит от ряда факторов, таких, как:
- вид исправительного учреждения;
- характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
- личность осужденного;
- поведение осужденного.
2. Режим является правовой категорией, посредством режима реализуется наказание в виде лишения свободы, но вместе с тем режим имеет определенное воспитательное значение. Он приучает осужденных в исправительных учреждениях к организованности, порядку, соблюдению правил общежития. В связи с этим к числу средств исправления необходимо относить лишь ту часть режима, которая не содержит в себе лишений и правоограничений, т.е. которая не выражает кару.
3. Воспитательная работа, как и режим, отнесена к одному из основных средств исправления. Как разностороннее средство воздействия на осужденных воспитательная работа подвержена правовому регулированию в меньшей мере, чем такие средства исправления, как режим и труд. Тем не менее проводить ее без правовой регламентации невозможно.
Учитывая большое количество направлений воспитательного воздействия, закон регламентирует только наиболее важные исходные положения организации воспитательной работы с лицами, лишенными свободы.
Основной массив правового регулирования находится на подзаконном уровне: приказы, инструкции и другие ведомственные нормативные акты.
Статья 110 УИК РФ определяет основные формы воспитательной работы, такие, как:
- нравственное;
- правовое;
- физическое;
- трудовое;
- иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.
Воспитательная работа с осужденными проводится дифференцированно, с учетом вида исправительного учреждения и установленного в нем режима и условий содержания.
4. Организация общеобразовательной подготовки является одним из самостоятельных направлений воспитательной работы с лицами, лишенными свободы. Это направление является необходимым, обеспечивающим успех всей работы по исправлению осужденных, так как без повышения общеобразовательного уровня невозможно действительное воспитание человека.
5. Общественно полезный труд - категория экономическая, но в исправительных учреждениях используется в первую очередь в воспитательных целях в процессе исправительного воздействия на лиц, лишенных свободы.
Труд играет значительную роль в формировании и воспитании человека. Это положение общепризнано во всех философских и педагогических учениях.
На важности производительного труда для исправления негативных качеств у лиц, совершивших преступления, базируются исправительная педагогика, законодательные акты, регулирующие исполнение уголовных наказаний, в частности лишения свободы, а также международные акты, определяющие обращение с осужденными, например Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.).
6. Профессиональная подготовка и профессиональное образование осужденных к лишению свободы является неотъемлемой частью их трудового воспитания. Профессиональная подготовка позволяет целенаправленно осуществлять привлечение осужденных к труду, помогает им определить свой жизненный путь после освобождения.
Согласно закону начальное профессиональное образование осуществляется в рамках образовательных программ установленного образца. Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осуществляются в порядке, установленном Минюстом России, но совместно с Министерством образования и науки РФ.
Правовая регламентация организации профессионального образования и профессиональной подготовки определяется в ст. 108 УИК РФ.
7. Общественность принимает активное участие в делах пенитенциарной системы, которое заключается, с одной стороны, в оказании помощи пенитенциарным учреждениям, в организации процесса исправления осужденных, а с другой - в гражданском контроле за данной системой.
Правило 61 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными указывает: ".общественные организации следует поэтому привлекать всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом заведений в целях возвращения заключенных к жизни в обществе".
Формы общественного воздействия на осужденных многообразны. В практике прошлых лет широко применялись такие формы, как работа наблюдательных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, а также функционирование различного рода методических и научно-методических советов.
Сегодня получают свое второе развитие попечительские советы (в частности, в воспитательных колониях). Положительное воздействие в процессе достижения целей уголовного наказания оказывают советы родственников осужденных и родительские собрания (в основном в воспитательных колониях). В тех учреждениях, где организована шефская работа трудовых коллективов с осужденными, эта работа является эффективным рычагом воздействия на поведение осужденных.
В настоящее время возникают такие формы общественного воздействия на осужденных, как правозащитные организации. Большое влияние на осужденных оказывают различные религиозные организации, которые получили сегодня доступ в места лишения свободы.
Другой комментарий к статье 9 УИК РФ
1. В ч. 1 комментируемой статьи дано законодательное определение понятия исправления осужденных. В нем поставлен акцент на процесс формирования у осужденного необходимых качеств, свидетельствующих об утрате им признака общественной опасности личности. Но и непосредственное приобретение таких качеств осужденным может рассматриваться как его исправление, т.е. как результат воздействия на личность мер уголовно-правового и уголовно-исполнительного характера.
Исправление осужденных в конечном итоге должно обеспечить правопослушное поведение человека в период отбывания наказания и после освобождения.
Понятие исправления осужденного имеет большое правовое значение. Применение целого ряда норм уголовно-исполнительного закона соотнесено именно с этим понятием. Так, понятие исправления необходимо для определения степени исправления осужденного (ст. ст. 56, 109 УИК РФ). Исправление осужденного является одним из факторов, учитываемых при решении вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного (ст. 175 УИК РФ). При этом в понятии исправления использовано указание на такие качества личности, которые могут быть выработаны в связи с применением наказания.
2. УК РФ (ст. 43) и УИК РФ (ст. 1) цель исправления осужденных распространяют на все виды наказания. Однако в зависимости от вида наказания, его содержания достижение этой цели возможно в результате применения различных объемов правоограничений и различных средств воздействия на осужденных. Так, например, к осужденному к штрафу не может быть применено такое средство исправления, как труд. Кроме того, средства исправления осужденных должны применяться с учетом индивидуальных особенностей личности. Это означает отсутствие необходимости применения к каждому осужденному в полном объеме всех средств исправления. Например, если осужденный имеет высшее образование, отсутствует необходимость привлекать его к получению общего образования. Для осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет профессиональная подготовка не является обязательной (ст. 108 УИК РФ).
В полном объеме средства исправления в ряде случаев не могут быть применены и в связи с режимом исполнения отдельных видов наказания. Так, ст. 69 УИК РФ установлено, что в отношении осужденных к аресту общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка не осуществляются. Не предусмотрены они и для осужденных, отбывающих ограничение свободы.
В качестве основных средств исправления осужденных закон определяет установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие.
Основные средства исправления служат для того, чтобы осужденный в период отбывания наказания приобрел навыки и умения, которые способствовали бы его успешной ресоциализации после освобождения от наказания. Так, режим необходим для привития навыков дисциплины, упорядоченного поведения. Воспитательная работа способствует изменению мировоззрения осужденного, повышению его общего культурного уровня, прививает навыки общения, поведения в коллективе. Общественно полезный труд необходим не только для погашения затрат на содержание осужденного, но и в первую очередь для привития ему способности обеспечивать свое существование за счет общественно полезной деятельности, а не совершения преступлений. Общее образование и профессиональная подготовка служат повышению уровня знаний осужденного как в общеобразовательном, так и в профессиональном плане, помогают ему приобрести профессию, позволяющую трудоустроиться после отбытия наказания. Общественное воздействие призвано способствовать приобретению или восстановлению осужденным социально полезных связей, привитию навыков участия в жизни общества. Оно имеет также и большое воспитательное значение.
3. Все средства исправления осужденных, как отмечалось выше, должны применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.
Личность осужденного и его поведение в период отбывания наказания индивидуальны. Эти индивидуальные особенности во многом и определяют виды и объем применяемых к нему средств исправления. Между тем закон не устанавливает критерии самого исправления, при наличии которых можно было бы сделать вывод о том, что осужденный более не нуждается в применении в отношении его наказания. Фактор исправления в каждом конкретном случае имеет специфические особенности, наличие которых устанавливается администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, а также судом при решении вопросов, связанных с отбыванием наказания, например при изменении условий отбывания наказания путем перевода в исправительное учреждение иного вида, в пределах одного учреждения, при условно-досрочном освобождении.