Статья 182. Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи

Осужденные, освобождаемые от ареста или лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 377-ФЗ.

Комментарий к статье 182 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Гражданин, отбывший уголовное наказание, имеет права, установленные для граждан РФ. Особое значение для освобождаемых граждан имеет право на труд, жилище, получение социальной помощи.

2. Освобожденный гражданин, имеющий до осуждения жилую площадь, при согласии проживающих там жильцов на регистрацию может беспрепятственно возвратиться на прежнее место жительства независимо от характера совершенного преступления, отбытого срока наказания, числа судимостей и основания освобождения.

Если осужденному, ранее проживающему в приватизированной или кооперативной квартире, являющемуся ее собственником, проживающие там лица не дают согласия на регистрацию, он вправе обратиться в суд для защиты своих прав.

Осужденные при отсутствии необходимой жилой площади могут претендовать на получение жилой площади в общежитиях или по месту работы с помощью органов местного самоуправления.

3. Освобожденные граждане, не имеющие возможности трудоустроиться, должны зарегистрироваться в территориальном органе труда и социального развития и получить статус безработного.

В этом случае им выплачивается пособие по безработице в течение 12 месяцев, размер которого зависит от заработной платы во время отбывания наказания, но должен быть не менее минимального размера оплаты труда.

Освобожденному наряду с пособием выплачиваются и другие виды социальной помощи в полном объеме без каких-либо вычетов (пенсия по старости, инвалидности; женщинам, имеющим детей, - детское пособие).

Другой комментарий к статье 182 УИК РФ

Комментируемая статья лишь в самой общей форме закрепляет права лиц, освобожденных от наказаний в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы, на определенные виды необходимой социальной помощи. Уголовно-исполнительное законодательство в этой части должно быть дополнено иными законами. Принятие подобного рода законодательных актов сдерживается прежде всего отсутствием необходимых экономических условий. Однако не вызывает сомнения, что в перспективе юридические возможности получения рассматриваемой категорией лиц должной помощи будут расширяться. Определенные предпосылки для этого заложены в действующих федеральных законах и нормативных правовых актах органов исполнительной власти.

Практика показывает, что лица, освобожденные из исправительных учреждений, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, без помощи государственных органов, и в большинстве случаев им это удается. Вместе с тем они вправе обращаться за содействием в органы федеральной службы занятости по месту жительства. Закон о занятости населения относит лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к числу пользующихся повышенной социально-правовой защитой.

В период вынужденной безработицы гражданин, освобожденный от наказания и зарегистрировавшийся в органах федеральной службы занятости, вправе получать пособие, размер которого зависит от среднего заработка в период отбывания наказания, но не может быть меньше установленного размера минимальной заработной платы. Пособие выплачивается на условиях, предусмотренных Законом о занятости населения.

Нормы действующего законодательства о жилье не предусматривают каких-либо особых или преимущественных прав на его получение лицами, освобожденными от наказания, по сравнению с другими гражданами. Можно лишь отметить, что при отсутствии жилья освобожденный вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в жилищные органы по месту своего постоянного проживания для получения жилья в обычном порядке. Возможно получение места в общежитии или иного ведомственного жилья, предоставляемого организацией по месту работы.

Как в период отбывания наказания, так и после освобождения за гражданином сохраняется право собственности на частное домовладение, в том числе индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру. Он может получать жилье по наследству, по договору купли-продажи, дарения, приобретать земельные участки под застройку и т.п.

При наличии условий, указанных в законе, возможны: восстановление утраченных прав на проживание в домах государственного, общественного и муниципального жилого фонда; прописка (регистрация проживания) у родственников, супругов и иных граждан.

В ряде регионов по решению местных органов власти и управления, отдельных организаций созданы центры социальной адаптации, дома ночного пребывания и подобные им организации, предназначенные для временного проживания лиц, по каким-либо причинам не имеющим жилья. В них могут обращаться и лица, отбывшие наказание.

Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" <1> утверждены Примерные положения: о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних; о социальном приюте для детей; о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Основными задачами перечисленных учреждений являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация и экстренная помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, содействие в их дальнейшем устройстве.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 49. Ст. 4822.

Остались вопросы по ст 182 УИК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 182 УИК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.