1. Осужденные имеют право на личную безопасность.
2. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного. (Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 377-ФЗ; в редакции введенной в действие с 8 декабря 2011 года Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ.
3. Начальник учреждения, исполняющего указанные в части второй настоящей статьи виды наказаний, по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.
4. Меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, осуществляются начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, на основании мотивированного постановления (определения) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя (часть дополнительно включена с 17 апреля 2006 года Федеральным законом от 3 апреля 2006 года N 46-ФЗ).
Комментарий к статье 13 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ
1. Систему отношений в сфере обеспечения безопасности осужденных необходимо рассматривать лишь в качестве средства для достижения их безопасности, т.е. защищенности их жизни, здоровья, достоинства и спокойствия от неправомерно причиненного вреда во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
2. Право осужденного на безопасность расценивается законодателем как право на защиту и гарантия реализации всех иных конституционных и специальных прав, определяющих правовое положение осужденного в исправительных учреждениях.
3. Правовое регулирование безопасности личности осужденного в виде определенного состояния осуществляется посредством международного права и законодательства РФ, что представляет необходимость выделять два уровня правового регулирования безопасности личности осужденного: посредством норм международного права и посредством норм права РФ.
4. Дополнительно безопасность личности осужденного закреплена в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. В Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в числе задач исправительных учреждений определена и задача обеспечения безопасности осужденных.
Другой комментарий к статье 13 УИК РФ
1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет право осужденного на личную безопасность. В ст. 1 Закона РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" (в ред. от 02.03.2007) <1> дается понятие безопасности - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности Закон относит личность - ее права и свободы. В условиях изоляции от общества существует реальная угроза жизни и здоровью осужденного, прежде всего со стороны преступного окружения. Поэтому обеспечение безопасности осужденных является одной из основных задач администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
--------------------------------
<1> Ведомости РФ. 1992. N 15. Ст. 769; 1993. N 2. Ст. 77; САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5086; СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3033; 2005. N 10. Ст. 763; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3427; 2007. N 10. Ст. 1151.
2. Угрозы личной безопасности осужденного со стороны других осужденных могут носить разнообразный характер (угроза убийством, причинения вреда здоровью, совершения насильственного акта мужеложства, систематическое глумление и издевательство и др.). Не исключается возможность возникновения угрозы личной безопасности осужденного со стороны персонала и иных лиц, посещающих учреждение, исполняющее наказание.
Согласно ч. 2 комментируемой статьи при возникновении угрозы личной безопасности осужденный вправе обратиться с устным или письменным заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. Закон не ограничивает круг таких должностных лиц, фактически осужденный может обратиться с подобной просьбой к любому сотруднику арестного дома, исправительного центра или исправительного учреждения. На практике осужденные чаще всего обращаются к начальнику учреждения, его заместителям, оперативным работникам, сотрудникам отделов безопасности и воспитательной работы, оперативному дежурному.
Должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного. Эти меры заключаются в доставлении осужденного в безопасное место, например в помещение дежурной смены, либо в изоляции осужденных, создающих угрозу личной безопасности обратившегося осужденного.
3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи начальник учреждения по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.
В качестве безопасного места, как правило, используются камеры штрафных изоляторов, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа. Перевод осужденного в безопасное место производится по постановлению начальника учреждения на срок не свыше 90 суток, в экстренных случаях - оперативным дежурным до прихода начальника учреждения, но не более чем на 24 часа. В выходные и праздничные дни оперативный дежурный может продлить срок содержания в безопасном месте еще на 24 часа.
Перевод осужденного в безопасное место, в том числе в камеры штрафного изолятора, помещения камерного типа и единое помещение камерного типа по указанным основаниям наказанием не является. Ограничения, предусмотренные для осужденных, отбывающих дисциплинарные взыскания в указанных помещениях, в этом случае на данного осужденного не распространяются.
К иным мерам, устраняющим угрозу личной безопасности осужденного, относятся меры воспитательного и принудительного характера, применяемые к лицам, от которых исходит опасность. Администрация учреждения проводит различные мероприятия по нейтрализации возникшего конфликта между осужденными.
В случае безуспешности перечисленных выше мер начальником учреждения принимается решение о переводе осужденного или лиц, угрожающих личной безопасности осужденного, в другое учреждение.
4. Федеральным законом от 03.04.2006 N 46-ФЗ <1> комментируемая статья дополнена ч. 4, направленной на обеспечение безопасности осужденных, являющихся участниками уголовного судопроизводства.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 03.04.2006 N 46-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 15. Ст. 1575.
Осужденного, подозреваемого в совершении преступления, необходимо изолировать с целью предупреждения возможной расправы с ним со стороны других осужденных либо предупреждения его попыток воспрепятствовать установлению объективной истины.
Перевод в безопасное место должен быть осуществлен и в отношении осужденного - потерпевшего от преступного посягательства, а также свидетеля, если имеются достаточные основания полагать, что их жизни и здоровью угрожает опасность.
Применение мер безопасности в отношении указанных категорий осужденных осуществляется начальником учреждения или органа, исполняющего наказание. Формальным основанием для их применения выступает мотивированное постановление (определение) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.